ist

История села Меткино

Село Меткино является одним из древнейших сёл района и находится в 1,5 км от железнодорожной станции «Белые Столбы». Серпуховский и боровский князь Владимир Андреевич Храбрый в 1401 году завещал его своей жене княгине Елене Ольгердовне, которая, овдовев, приняла монашество, а село отдала монастырю Рождества Пресвятой Богородицы, «что на трубе в Москве».

Последующая двухвековая история села нам неизвестна, и лишь писцовая книга 1627 года сообщает:

«Вотчина Рождественского девичья монастыря, что на Москве, у трубы, село Меткино, а в селе церковь Козьмы и Домьян древяна клетцки, а в церкви образы, и свещи, и книги, и всякое строенье монастырское и приходных людей, у церкви во дворе поп Иван Данилов, во дворе дьячок Левка Данилов, во дворе пономарь Ивашко Алексеев, во дворе просвирница Овдотья Олферова, церковной земли по 12 четьи в поле, а в дву потому ж, сена 10 копен, лес вообче у всего села»

(Писц.кн. 9808)

По окладным книгам Патриаршего казенного приказа за 1628 год известно, что

«с Косьмодемьянской церкви собиралось церковной дани 2 алт. полторы деньги, кормовая гривна», «за 1712-1739 гг. – рубль 15 коп

(Патр.пр.кн. 2)

В 1646 г. записано:

«В селе Меткине церковь Николая Чудотворца и Козьмы и Дамиана, у церкви поп Иван Иванов»

(Переписи, кн. 9809)

В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа за 1680 г. написано:

«Июля в 29 день по досмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского, церковь Козьмы и Дамиана в селе Меткине древяная, старая, а по сказке тоя церкви попа Афанасия Иванова, та де церковь Пехрянския десятины, Тухачевской волости, строение старое, мирское, а пашни церковной земли у него, у попа, во владении 6 четьи в поле, а в дву потому ж, сена 10  копен, и против писцовых книг не достало шти четьи в поле, а в дву потому ж, и ему, попу, с писцовых книг дана выпись»

(Патр. приказ, дозорн. кн. 141)

«В 1701 г. в селе Меткине церковь сгорела, на месте которой была построена деревянная часовня, крытая дранью. По переписным книгам в часовне находилось святых икон и всякой церковной утвари: Спасов образ, образ Рождества Пресв. Богородицы, образ св. чудотворцев Козьмы и Дамиана с чудесы в киоте деревянном, на нем оклад басемной, венцы и цата серебряные резные позолочено, образ Николая Чудотворца, на нем по полям и венцы и цата серебряные басемные позолочены, образ Илии пророка, пред местными образами подсвешники деревянные расписаны красками, да в деисусах 9 образов, в том числе на Спасове образе оклад, венец и цата, да на Архангелове образе венец серебряные позолочены. Хоруговь, на одной стороне – образ Спаса нерукотворенного, на нем оклад и венец серебряные басемные позолочены, на другой стороне – образ Николая Чудотворца, образ Воскресения Христова штилистовой, по полям оклад басемной серебряный позолочен. Евангелие оболочено бархатом, на верхней цке на средине распятие и по углам евангелисты серебряные резные белые, крест благословящий обложен серебром, распятие и святые чеканные серебряные позолочено. Три иконы Богородичные запрестольные, в том числе на одном оклад и оплечки басемные серебряные, венец резной, у Превечного Младенца венец и цата серебряные резные позолочено, убрус шит золотом и серебром, в привесе серьги серебряные с простыми каменьями, да 16 алт. денег, на задней цке образ Иоанна Богослова. Сосуды церковные: потир, дискос и два блюдца оловянные, звезда и лжица медные. У часовни три колокола, а сколько в них весу – не сказали. А часовня построена тому нынче другой год для того, что церковь сгорела»

(Колл.Экономия, кн. 38)

В 1704 г. в селе Меткине была построена

«новая деревянная церковь во имя Рождества Пресв.Богородицы, ко дню освящения которой и выдан антиминс июня в 9 день того же года, под расписку тоя же церкви попа Афанасия»

(Патр.прик.кн. 138).

По переписным книгам 1704 г. указано:

«В селе Меткине церковь деревянная Козьмы и Дамиана, у церкви во дворе поп Афанасий Иванов, во дворе дьячок Андрей Иванов».

«В 1722-1738 гг. поп Алексей Андреев, дьячок Иван Иванов»

(Переписи, кн. 9816)

«Село Меткино, на речке Метке, в начале XVII столетия находилось Московского уезда, Тухачевской волости, в селе были: двор монастырский и 33 двора крестьянских и бобыльских, в 1646 г. – 45 дворов крестьянских и бобыльских и в 1704 г. – 67 дворов крестьянских»

(Писц.кн. 9808, переписи, кн. 9809,9816)

Примечательно, что Меткино в старину сравнительно с селами того времени было большим селом: в середине семнадцатого столетия (1646 г.) в нем имелось 45 крестьянских дворов, по размерам равное селу Никитское, и больше села Подол (с 1781 г. город Подольск), в котором было в 1646 г. 40 крестьянских дворов, и значительно больше села Шебанцево (23 крестьянских двора), села Растуново (21 крестьянский двор) и села Шубино, в котором было всего 4 крестьянских двора.

В селе Подол (будущий Подольск) в 1678 г. был 41 крестьянский двор, в 1704 – 71 крестьянский двор и 7 дворов бобылей (всего 78 дворов) и только в начале восемнадцатого столетия село Подол стало опережать в своем развитии село Меткино.

Благодаря наличию свободных земель село сравнительно быстро застраивалось и заселялось.   В    1678   году   здесь   числилось   222 жителей мужского пола, в отдельном дворе, принадлежавшем монастырю, проживал дворник, заведовавший всеми хозяйственными делами села. По данным за 1719 год в подушном окладе значилось 248 человек, а в год ликвидации монастырских вотчин и передачи села в ведомство коллегии экономии – 218. Вскоре 9 сельчан переселились на свободные земли Воронежа, 4 сбежали куда-то, и 21 человек умер “в заразу” 1771 года.

Село Меткино получило свое название от бывшей речки Метки. Сегодня на карте уже не видно речки с названием Метка, но можно проследить синюю линию, которая тянется от села Меткино через Михеево и Степанчиково к селу Кутузово.

Метка — это приток Гнилуши, а точнее – Малой Северки. Это уже потом с ухудшением качества воды Малую Северку стали называть Гнилушей. Из истории сельского водоснабжения Московской губернии, известно, что источниками водоснабжения отдельных сел и деревень в старину служили родники и реки, в которых текла родниковая вода.

К началу нового XIX века крестьяне села испытывали недостаток в земле. Во время Генерального межевания земли сёл Меткино и Шебанцево были объединены одной межой, на 402 ревизских души приходилось 1606 десятин земли. По решению Правительствующего сената, утверждённому императором Александром I летом 1802 года, 414 десятин в пустошах Жидовиново и Никифорово было приписано к с. Данилову, а за крестьянами сёл Меткино и Шебанцево оставлено по 3 десятины на душу. Меткинские крестьяне просили власти не отнимать у них землю, т.к. “они имеют пропитание от одного земледелия и всегда были вынуждены нанимать оную”. Крестьяне же с.Шебанцево, указывалось в просьбе, хотя и имеют такой же недостаток в земле, но их село стоит на Каширской дороге, и они от содержания постоялых дворов имеют дополнительные доходы, да за водопой прогоняемого скота получают до 500 руб. в год, поэтому многие меткинцы желают переселиться в с. Шебанцево. Император повелел изыскать “нужную землю”, но в Подольском уезде свободных казённых земель не оказалось, нашли их только в Дмитровском уезде, но желающих переселиться туда не оказалось. В конце концов крестьяне обоих сёл пошли на “полюбовное соглашение”, выделив крестьянам с.Меткино 60 десятин земли, смежной с владениями с.Данилово.

В 1802 году был составлен новый специальный план земель сёл Меткино и Шебанцево, утверждённый самим императором. Дворы крестьян с.Меткино на этом плане указаны в трёх посадах, разделённых речкой Меткой и прудом на ней. Просёлочные дороги соединили село с сёлами Шебанцево, Данилово, Бобарыкино и Одинцово, сельцом Артемьево и д.Михеево. 89 десятин леса находились к северу от села за Маланьиной лощиной.

К началу Отечественной войны 1812 года в 58 дворах села проживало 394 человека. Как разорённым в 1812 году им была выдана правительственная ссуда в 5132 руб. Перед крестьянской реформой в селе случился большой пожар, в огне которого погибли 26 дворов из 48. В ходе реформы на 220 ревизских душ села в надел поступило 729 десятин земли. В пореформенный период, как и во многих других селениях, число жителей села стало сокращаться, и в 1876 году их осталось 341. В это время местный дьячок у себя на дому стал обучать грамоте 13 мальчиков и девочек, получая от их родителей по 7 руб. “за выучку”. Из 160 жителей мужского пола грамотными считались лишь 20, а среди женщин – всего две.

В 1902 году в селе открылась церковно-приходская школа, в которой обучались сельские ребятишки, а также дети из деревень Артемьево и Михеево, из Белых Столбов. Школа размещалась в собственном двухэтажном на кирпичном фундаменте здании, возведённом близ церкви стараниями священника Петра Розанова и церковного старосты крестьянина И.Коробанова. Большую часть её помещения занимала классная комната, а за коридором находились комната учителя и кухня.

Петр Розанов

Протоиерей Петр Фёдорович Розанов

Историческая заметка о храме святых бессребреников и чудотворцев
Космы и Дамиана Асийских

с.Меткино Домодедовского района


Как уже было упомянуто выше, в летописях указывается, что еще в XVII веке в селе Меткино стояла деревянная церковь во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Известно, что в 1701 г. церковь сгорела, но большую часть икон и утвари удалось спасти — их временно разместили в поставленной на месте церкви деревянной часовне. А в 1848 году на ее месте построили новый каменный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», но называют его по старинке до сих пор Космодамианским. Появление храма неслучайно и связано с интересными событиями.

9 марта 1840 года солдатская вдова Авдотья Евдокимова, жившая в московской богадельне при храме вмч.Никиты, передала на свою родину, в село Меткино, образ Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», подаренный ей купеческой женой Анной Ивановной Кирияновой, проживавшей в той же богадельне. С этого времени в Космодамианскую церковь начал стекаться народ для поклонения этому образу Богоматери.

Уже через два месяца, в мае 1840 года, настоятель храма отец Владимир Дометиев писал благочинному Подольского уезда, что «приходящих для поклонения образу все больше и больше» и причина тому — удивительные исцеления от иконы. Так, после молебна перед ней, на второй день Пасхи, прозрела четырехлетняя девочка Евдокия из деревни Лешкино Подольской округи, начал ходить сухоногий мальчик Егор также четырех лет, в донесении описываются и другие чудеса. Об этих событиях Подольский благочинный протоиерей Василий Иванов сообщил преосвященному Филарету (Дроздову), митрополиту Московскому и Коломенскому.

Пожертвования многочисленных богомольцев позволили следующему настоятелю храма, священнику Иоанну Уарову, уже в декабре 1846 года обратиться к владыке с просьбой разрешить строительство новой каменной церкви во имя Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с двумя приделами.

В июле 1847 года состоялось заседание Московской Духовной консистории, где слушалось дело о построении 

«вместо существующей деревянной Космодамиановской церкви новой каменной во имя Божией Матери Живоносный Источник с двумя приделами во имя архистратига Михаила и во имя бессребреников Космы и Дамиана»

Строительство было разрешено.

31 августа 1847 года состоялась закладка церкви, и уже в 1848 году она была выложена «выше окон до самого карниза, и при ней колокольня сложена до такой же высоты, как и церковь». Строился храм по проекту, разработанному инженером Елецким. Кирпичное с белокаменным декором отштукатуренное здание объединяет черты позднего классицизма и псевдорусского стиля. В 50-х годах был устроен иконостас, тогда же отделаны теплые приделы. Главная холодная церковь была освящена в 1866 году.

Многие прихожане принимали живое участие в постройке храма – жертвовали деньги на строительство, по очереди вывозили песок, известь, кирпич, находящиеся вблизи села. Для наблюдения за строительством были избраны крестьяне Кондратий Федотов и Михаил Тихонов, староста Антон Владимиров, и священник Иоанн Семенович Уаров.

Новая церковь выглядела в виде бесстолпного четверика, который венчала купольная ротонда с крупными кокошниками поверху. Двухъярусную колокольню с храмом соединяла двухпридельная трапезная, стены храма украсили сюжетной росписью. В 1882 г. был утвержден проект возведения каменной ограды с железными решетками и каменной сторожки.

Все  эти годы большим почитанием у верующих пользовалась икона Божией Матери «Живоносный Источник». С 1871 г. с нею ежегодно устраивались крестные ходы к селам Щеглятьево, Васькино и Крестовоздвиженскому погосту.

С 1888 года и до закрытия судьба храма была тесно связана с личностью иерея Петра Федоровича Розанова, ныне прославленного в лике новомучеников и исповедников Российских.

Священноисповедник Петр Федорович Розанов родился в июне 1864 года в селе Спасское-Андреевское Еремеевской волости Звенигородского уезда Московской губернии в семье священнослужителя. В 1887 году он окончил курс Московской духовной семинарии и 4 января 1888 года был определен во священники Космодамианского храма села Меткино.

Незадолго до этого он женился на Анастасии Васильевне (1878 г.р.). У них в семье родилось девять детей: Сергей (1889 г.р.), Александр (1892 г.р.), Борис (1894 г.р.), Алексей, Василий, Иван (1901 г.р.), Мария, Анна (1908 г.р.), Евгения (1917 г.р.). Старшие сыновья Сергей, Александр и Борис в разное время окончили Перервинское духовное училище и Московскую духовную семинарию.

С 1902 по 1918 год отец Петр состоял законоучителем и заведующим церковной школой в селе Меткино. По воспоминаниям, дети батюшку уважали, на его уроках были тишина и порядок. Он привлекал к преподаванию в церковно-приходской школе и своих детей. Отец Петр собрал замечательную библиотеку. С 1903 отец Петр был духовником священно-церковнослужителей 6-го благочиннического округа Подольского уезда и выполнял это послушание до 1923 года.

Протоиерей Петр Фёдорович Розанов

В 1905 году за ревностное исполнение пастырских обязанностей отца Петра наградили набедренником, в 1909 году – скуфьею, в 1914 году – камилавкой, а в 1919 году – наперсным крестом.

Хорошо характеризует служение отца Петра рапорт благочинного 5-го округа Подольского уезда протоиерея Николая Воскресенского Высокопреосвященнейшему Владимиру (Богоявленскому) митрополиту Московскому и Коломенскому от 20 сентября 1908 года. В нем говорится:

«…считаю заслуживающим награды священника Козмодамиановской села Меткино церкви Петра Розанова. Он, Розанов, в бедном приходе, состоящем из 213 душ мужского пола, состоит священником уже 20 лет. По бедности прихода, до поступления священника Розанова в село Меткино, храм Божий находился в бедном, а не благолепном состоянии. С поступлением же Розанова, при его личном старании, храм стал приходить в более благолепный вид, именно: внутренние стены храма, вместо клеевой краски, окрашены масляною и украшены живописью. При его старании большой разбитый колокол в 120 пудов перелит в 150 пудов. Вокруг храма не имелось никакой ограды, при священнике же Розанове храм обнесен каменною, прочною оградою. Приход по своей бедности и нерадению не имел никакой школы для обучения детей, священник же открыл в селе сем церковно-приходскую школу, сначала в крестьянской избе, а потом изыскал средства на устройство прекрасного помещения для школы, в которой состоит заведующим и законоучителем. С 1903 он, Розанов, состоит в благочинии духовником священнослужителей».

Позднее отец Петр был возведен в сан протоиерея. Хотя он 6 июля 1923 года уволился за штат, но продолжал служить вплоть до закрытия храма в 1930 году (всего более 40 лет).

Его друг и помощник диакон Любимов Павел Гаврилович тоже происходил из духовного звания. Он родился в 1870 году в селе Меткино. В 1886 году Павел Гаврилович окончил курс в Николо-Перервинском духовном училище. 23 ноября 1890 года он был определен в псаломщики храма Космы и Дамиана родного села, а через 26 лет, 5 июня 1916 года, посвящен в сан диакона. С 1918 года отец диакон состоял членом Благочиннического Совета 6-го округа Подольского уезда. Всего отец Павел прослужил в Меткино 40 лет.

диакон Павел Гаврилович Любимов

Отец Павел был женат на Анне Васильевне (до замужества – тоже Любимовой). У них были дети: Александра (1894 г.р.), Василий (1897 г.р.), Сергей (1902 г.р.), Петр (1904 г.р.), Наталья (1906 г.р.) и Константин, который умер в 14 лет. Известно, что сын Сергей с 1914 года учился в Виленском духовном училище.

По воспоминаниям, отец Павел был высокого роста, крепкого телосложения, составляя резкий контраст с отцом Петром, который наоборот был худощавый, небольшого роста, слабый физически. Отец диакон имел поставленный, сильный, красивый голос, часто напевал из службы. Он был трудолюбивым хозяином, все делал своими руками. Хотя сам жил небогато, всегда помнил о тех, кто живет беднее. На Пасху и другие большие праздники Любимовы пекли большое количество хлеба и пирогов для угощения прихожан.

Отец Павел с любовью и большим уважением относился к священнику отцу Петру Розанову. Отцы Петр и Павел жили рядом, в соседних домах. Дружили не только они, но и их семьи. Все невзгоды, обрушившиеся на них после революции, они переносили вместе. В 20-ые годы они оба овдовели.

Местные власти были озлоблены против священника и более снисходительно относились к отцу Павлу, и он добровольно принимал нападки против отца Петра на себя, стараясь облегчить положение друга. Родным он говорил: «Мы друзья и должны пройти один путь».

В начале апреля 1929 года в селе Меткино произошел бунт. Когда умер коммунист-безбожник Горшков, местные власти решили похоронить его в церковной ограде. Выкопали могилу у самого алтаря, прямо под иконой Пресвятой Богородицы, находившейся на наружной стене алтаря. Собравшийся народ возмущался: «Зачем коммуниста хоронить у церкви, да еще под самый алтарь. Даже православных людей так близко к алтарю не хоронили». Среди недовольных в основном были женщины. Приехала милиция с собаками. Несколько человек забрали в тюрьму. Позднее это дело послужило поводом для ареста отца Петра, отца Павла, церковного старосты Сазина Г.В. и учительницы Хоргиной, хотя они никакого отношения к этому не имели. Отец Петр, хотя и проходил мимо, но не стал вступать в спор, а отец Павел Любимов вообще в это время был дома.

7 октября 1929 года началось административное дело в отношении отца Петра. На допросе он показал:

«Я виновным себя в подстрекательстве граждан Меткино на совершение хулиганства в день похорон не признаю»

15 января 1930 года власти провели собрание граждан села Меткино, которое постановило

«церковь закрыть и использовать на культурные нужды. Колокола сдать государству на нужды индустриализации»

Безбожное собрание также решило

«вызвать на соревнование жителей соседних сел – Шебанцева и Данилова»

Так храм был закрыт.

Вскоре, 2 февраля 1930 года, был арестован отец Петр Розанов. Все церковные книги при аресте были изъяты. 4 февраля арестовали и отца Павла Любимова. После ареста их держали под стражей в Каширской тюрьме. Собрав показания многих лжесвидетелей, следствие предъявило им обвинение в подрыве советской власти.

На допросе отец Петр сказал:

«…Во время проповеди я имел беседу с прихожанами, чтобы они воспитывали детей в страхе Божием, да боятся и любят Бога, как своего Отца Небесного, а также в отношении самих родителей, чтобы они сами были примерными возле своих детей»

Следователь спрашивал:

– Что еще можете сказать по существу вашего вопроса?

– Добавляю, что вся моя вина в том, что я совершал и исполнял свои обязанности, как-то: богослужение, указания епархиального начальства…совершал требы, учил прихожан, как должно себя и своих детей воспитывать. Вину свою не признаю я ни в чем…

Отец Павел также не признал себя виновным в предъявленном обвинении.

3 марта 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила священника Петра Розанова, диакона Павла Любимова и церковного старосту Сазина Григория Владимировича к высылке в Северный край сроком на 3 года. Коллегия также постановила их семьи выслать в Северный край, имущество конфисковать.

Дети отца Павла много раз ездили в Москву в ОГПУ, хлопотали, чтобы отменили семьям высылку в Северный край, поскольку они имели малолетних детей.

23 июня 1930 года Коллегия ОГПУ пересмотрела дело и отменила высылку семей отца Павла и Сазина Григория Владимировича и конфискацию у них имущества. Хотя семью Любимова не сослали, но из дома, который был напротив храма, выгнали. Переселили их в самый бедный дом в селе, развалившийся, перекошенный и прогнивший.

Все имущество отца Петра забрали, семью из дома выгнали, жить им пришлось тоже в лачуге. А в доме священника расположилось правление колхоза. Затем семью пустили обратно в дом, но отдали им одну кухню.

Старосту Сазина Григория Владимировича оставили в Архангельске на три года на вольном поселении. После отбывания срока он вернулся в Меткино и умер в 1949 году.

Через год после ареста от отца Петра пришло письмо с Соловков. Он писал, что в лагере цинга, бани год не было. Это было последнее известие от него.

Священноисповедник протоиерей Петр Розанов умер в ссылке в ноябре 1930 года, а священноисповедник диакон Павел Любимов – в марте 1931 года. Они погребены в безвестных могилах.

Память священноисповедников протоиерея Петра и диакона Павла совершается в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января/7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января).

После ареста священнослужителей в феврале 1930 года, церковь какое-то время была закрыта. Затем прислали другого батюшку – бывшего полкового священника отца Василия Васюкова с матушкой Евдокией и дочкой. Жители села боялись пускать их к себе в дом, да они и сами не просились – не хотели подводить других. Семья Васюковых жила в крохотной сторожке при храме с небольшой печуркой. Дохода в храме почти не было, поэтому жили очень бедно.

Вскоре церковь опять закрыли, теперь уже на много десятков лет, каменную ограду и сторожку разобрали, храм был разграблен, иконы жгли в кострах.

Ноябрь 1989 года, вид с юга

Прихожане, подвергая себя опасности, прятали святые образа дома. Не все из них удалось спасти, бесследно пропал и чудотворный образ Божией Матери «Живоносный Источник». Церковь подверглась варварским разорениям. В разное время в храме были склад по хранению удобрений, скотный двор и мастерская, где валяли валенки.

В конце июля 1941 года в Меткино приехала блаженная Матрона вместе с ухаживавшей за ней Пелагеей Ивановной и супругами Татьяной Алексеевной и Николаем Ильичем Бережок. До переезда в Меткино блаженная Матрона жила у этих супругов в Москве. Она поселилась недалеко от храма в доме Разживаловой Евдокии Петровны. В единственной комнате был отгорожен закуток, где жила св. Матрона и Пелагея Ивановна. Блаженная спала на сундуке, а рядом стояла кровать ее сиделки. Этот дом не сохранился – сгорел в 80-ые годы. Святая проживала в селе Меткино с 1941 по 1942 год.

Интересен тот факт, что блаженная Матрона предсказала второе рождение церкви. Однажды в беседе с девочкой Екатериной Грачевой, святая ненароком произнесла:

«Катя, что ты сидишь? Тебе же батюшку принимать»

Эти слова оказались пророческими: через пятьдесят лет, в 1991 году полуразрушенный храм был возвращен верующим, начались реставрационные работы. Приехавший возрождать разрушенный храм священник Олег Строев поселился в доме Грачевой.

Церковь находилась тогда в полном запустении. Колокольня была разрушена: пола, окон, дверей не было, внутри лежали груды мусора. Но, видимо, не оставила без поддержки храм его покровительница, Пресвятая Богородица. Приходившие наводить порядок в храме люди, по их словам, чувствовали запах ладана и слышали ангельское пение.

Остатки росписи ноябрь 1989

Остатки росписи ноябрь 1989

Ноябрь 1989 года

С 1991г. по 2000г. настоятелем Космо-Дамианского храма являлся священник Олег Строев, почивший в 2005г. и погребенный за алтарем. На его долю выпал самый сложный период восстановления святыни. С 2000г. по 2006г. в храме настоятелем был священник Олег Митров, назначенный впоследствии благочинным Наро-Фоминского района Московской области. С 2006г. по сей день настоятелем храма является протоиерей Роман Торик.

90-е годы начало восстановления

4 ноября 2003 года при большом стечении молящихся архиепископ Можайский Григорий в сослужении благочинного Домодедовского церковного округа протоиерея Александра Васильева, настоятеля меткинского храма иерея Олега Митрова и иных клириков Домодедовского благочиния совершил великое освящение храма в честь святых бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, чья память совершается 14 ноября н.ст. Его Высокопреосвященство выразил глубокую благодарность всем тем, кто внес свой посильный вклад в дело возрождения храма.

В 2010-2012гг. произошёл ещё один чудесный случай: строителю-рабочему Рустамову Абдурахману Ашуровичу (мусульманину), трудившемуся на ремонте храма, было явление священноисповедника Петра Розанова. Это произошло в ночь под Великий Четверг на Страстной седмице в помещении приходской трапезной. Рабочий уверенно смог опознать и засвидетельствовать явившуюся ему личность отца Петра после того, как был подведён ко всем иконам в храме, в том числе и к образу священноисповедников.

Сегодня здание церкви восстановлено в первоначальном виде и всякий может видеть красивый белый храм с устремленной в небо колокольней. Снаружи он обнесен кованой оградой, благоустроены церковный дом и территория, прилегающая к храму. Работает детская воскресная школа и обустроена игровая площадка для досуга маленьких прихожан.

Также в храме восстановлены все три престола: центральный – в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», боковые приделы – свв.бесср. Космы и Дамиана и Архангела Михаила.

Сегодня в храме находятся следующие святыни: чтимая икона священноисповедников Петра и Павла; их личные келейные иконы и пояс отца Павла; икона св.блж.Матроны Московской с частицей мощей; также иконы св. блгв. кн. Олега Брянского и св.прав.Алексия Бортсурманского с частицами их мощей; икона св.Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей св.мощей; серебряный ковчежец с частицами св.мощей двадцати различных святых, начиная со II-го века и завершая подвижниками благочестия XX-го столетия.

Адрес

Московская обл., Домодедовский р-н,
г. Домодедово, мкр-н Белые Столбы,
ул. Меткино, д. 12.
© Московский Патриархат. Подольская Епархия. Домодедовское Благочиние. Космо-Дамианский храм мкр. Белые Столбы г.о. Домодедово